Проблема трудоустройства выпускников вузов по-прежнему остается острой
Вступление в рыночную эпоху сделало для нас привычным такое понятие как безработица. И, по мнению профессиональных экономистов, подобное положение является вполне логичным. В то же время в Казахстане безработица имеет специфический аспект, связанный с трудоустройством молодых людей, получивших вузовские дипломы.
В советское время эта проблема решалась с помощью так называемого распределения, когда выпускник учебного заведения получал направление на работу по профилю его образования. С переходом экономики на рыночные рельсы эта практика почила в бозе, поскольку государство сняло с себя ответственность за гарантированное трудоустройство молодых специалистов. Как это ни печально, но и сами они оказались не готовы отвечать за себя. В итоге на рынке труда стало скапливаться большое количество молодых людей с вузовскими дипломами, но без работы.
О том, что сегодня компании и предприятия неохотно берут на работу молодежь, говорят и в рекрутинговых агентствах. С их точки зрения, безработица среди молодых людей растет еще и потому, что организациям выгоднее нанимать людей с опытом. Работодатели не готовы в условиях кризиса вкладывать средства в неопытного сотрудника, да еще и обремененного большими амбициями, поскольку именно так выглядит современный молодой человек в глазах работодателя. Вместе с тем, рекрутеры полагают, что рано или поздно компании вернутся к набору молодежи. Пока же выпускники вузов будут испытывать больше трудностей при поиске работы, чем до кризиса. Впрочем, по мнению экспертов, в таком положении есть и свои преимущества.
Например, безвыходная ситуация заставит нынешнюю генерацию молодых специалистов коренным образом пересмотреть свои взгляды на карьеру и стать менее привередливыми в своих требованиях. А это позволит им быстрее адаптироваться на рынке труда. Есть, правда, еще одна проблема, которая заключается в пассивности самих выпускников, а точнее, в их нежелании работать за предлагаемую на рынке цену.
По мнению экспертов, отечественное законодательство в вопросах регулирования трудоустройства выпускников вузов выглядит размытым и неконкретным. Например, в законе об образовании говорится лишь, что «...местные исполнительные органы... содействуют трудоустройству выпускников организаций образования через службы занятости...» Кроме того, в Концепции государственной молодежной политики указано, что «оказание социальной помощи молодежи будет реализовываться через развитие существующей сети социальных служб для молодежи, оказывающих содействие... в получении консультативной, практической, организационной помощи по вопросам трудоустройства». Одним словом, есть общая форма, а вот конкретное содержание оставляет желать лучшего.
Правда, МОН придерживается несколько иного мнения, приводя на этот счет более оптимистические цифры. По его оценкам, в среднем трудоустройство выпускников с высшим образованием составляет 60-65%, а с техническим и профессиональным – от 70% и выше. А министр образования и науки РК, выступая в парламенте, отметил, что в Казахстане наблюдается тенденция к снижению уровня безработицы среди молодежи. «За последнее десятилетие у нас наблюдается позитивная динамика. При этом мы опираемся на данные Агентства РК по статистике. Если в 2000 году у нас молодежная безработица составляла около 18%, то в 2009 году этот показатель снизился до 8,5%. По итогам 2014 года молодежная безработица составила 4,3%. Показатель молодежной безработицы впервые оказался ниже, чем показатель безработицы по стране, которая составила 5,5%», – заявил глава МОН.
Между тем, казахстанские эксперты предложили ввести специальный термин – «дипломированная безработица». Под ней подразумевается безработица среди молодых граждан с наличием профессионального диплома, которые не востребованы по специальности и не желают работать в других направлениях в долгосрочной перспективе. Еще одной специфической стороной этого явления в Казахстане стал профильный перекос – основную массу безработных специалистов составляют юристы и экономисты. Как известно, в начальный период нашей суверенной истории практически все выпускники школ старались поступить именно на те факультеты, которые давали образование по этим направлениям. Они считались наиболее престижными. А поскольку спрос рождает предложение, в стране как грибы после дождя стали плодиться всякого рода частные учебные заведения, которые фактически поставили на конвейер подготовку юристов и экономистов. Парадокс, но и сегодня этот ажиотаж не спал, и теперь мы впереди планеты всей по числу обладателей таких дипломов.
Процесс зашел настолько далеко, что даже сам президент страны время от времени бывает вынужден апеллировать к юным соотечественникам, призывая их сменить жизненные ориентиры и идти в технические профессии. Но одних только призывов мало, необходимо изменить ментальность, а это дело не одного дня. То есть проблема дипломированной безработицы имеет не только экономический характер, но и психологический. Ведь зачастую выбор будущей профессии выпускник школы делает не самостоятельно, а под давлением родителей. А у последних своя шкала ценностей, в которую однозначно не вписываются новейшие тенденции на рынке труда.
Другим фактором, прямо влияющим на рост дипломированной безработицы, является хаотичная - а иначе и не скажешь - политика в сфере высшего образования. Под этим мы подразумеваем прежде всего практически неконтролируемый процесс открытия частных и не всегда оправданное расширение профиля государственных вузов. Об этом уже неоднократно писалось и говорилось, но тем не менее не будет лишним упомянуть еще раз. Ведь порой дело доходило до абсурда, когда даже в районных центрах открывались всякого рода «академии» и «институты», в которых штамповали все тех же правоведов и экономистов. В итоге Казахстан уверенно ворвался в группу мировых лидеров по числу вузов и обучающихся в них студентов. Но, как известно, количество не всегда означает качество. Чаще бывает наоборот.
Правда, справедливости ради стоит отметить, что в последние годы МОН начал проявлять политическую волю в этом деле и ребром ставить вопрос об оптимизации частных вузов. Но для того чтобы привести отечественную вузовскую систему в более или менее приличный вид, потребуется время. А для ускорения этого процесса не будет лишним проявить волю на высшем политическом уровне. Слишком много завязано здесь интересов влиятельных сил, чтобы так просто можно было их отодвинуть от столь сытной кормушки.
Усиление роли государства в системе вузовской подготовки кадров является важным и в силу того, что уже давно назрела необходимость введения жесткого планирования в этом направлении. Едва ли кто сегодня сможет даже приблизительно определить, в специалистах какого профиля и в каком количестве нуждается казахстанская экономика? А именно такой подход может стать кардинальным шагом на пути к снижению уровня дипломированной безработицы. Надежда на это сохраняется, учитывая, что именно активное вмешательство государства помогло спасти от окончательного упадка систему технического и специального образования (ТиПО) страны. Кстати, как свидетельствует опыт некоторых сопредельных стран, например России, в результате совершенствования системы ТиПО уровень безработицы среди выпускников средних специальных учебных заведений снизился в два раза по сравнению с тем же показателем среди выпускников вузов. Тут срабатывают два фактора. Во-первых, молодые специалисты с высшим образованием часто имеют завышенные требования при устройстве на работу, особенно по зарплате. Хотя в большинстве случаев эти требования не подкрепляются ни опытом, ни соответствующей практической квалификацией. А во-вторых, выпускники учебных заведений системы ТиПО трудоустраиваются в востребованные сегменты экономики. Например, в сферу услуг и сектор продаж.
Словом, можно только еще раз повторить, что система ТиПО является важным первичным звеном в процессе получения образования. И, кроме того, уже имеющий квалификационные навыки специалист будет более разборчив в выборе вуза, а в последующем более востребован на рынке труда.
Нельзя сказать, что государство все эти годы занимало позицию стороннего наблюдателя. Достаточно вспомнить госпрограммы «С дипломом в село», «Молодежная практика» и «Молодежный кадровый резерв». Но этого оказалось явно недостаточно, поскольку проблема приняла едва ли не общенациональный масштаб.
Ну а в заключение мы бы хотели перечислить комплекс мер, предложенный некоторое время назад на сайте Zakon.kz и призванный способствовать решению проблемы трудоустройства выпускников казахстанских вузов и учебных заведений системы ТиПО (авторство, к сожалению, не указано):
1. Предоставлять налоговые льготы предприятиям, принявшим на работу выпускников вузов и средних специальных учебных заведений.
2. Вести мониторинг трудоустроенных (официально, по трудовым договорам) и безработных выпускников вузов и ссузов в течение пяти лет с момента получения диплома. А по результатам такого мониторинга устанавливать рейтинг учебных заведений по Казахстану.
3. Результаты мониторинга публиковать до начала работы приемных комиссий вузов и ссузов.
4. Установить лимит численности для поступления по специальности «юриспруденция» и увеличить количество грантов на инженерно-технические специальности.
5. Учащихся 10-11 классов информировать о дефиците кадров в определенных отраслях экономики в целях сокращения дисбаланса в регионах.
Возможно, эти меры не решат в одночасье проблему дипломированной безработицы, но, как гласит восточная мудрость, «путь в тысячу шагов начинается с первого шага».
Результаты наилучших и наихудших показателей трудоустройства
выпускников СКГУ в 2019 году
№
|
Специальность
|
% трудоустройства с учетом освобожденных |
1 |
5B080700 Лесные ресурсы и лесоводство |
100 |
8 |
5B011800 Русский язык и литература |
100 |
10 |
5B090600 Культурно-досуговая работа |
100 |
13 |
5B010600 Музыкальное образование |
100 |
15 |
5B010400 Начальная военная подготовка |
100 |
22 |
5B071600 Приборостроение |
100 |
36 |
5B060800 Экология |
100 |
38 |
5B011300 Биология |
100 |
27 |
5B042100 Дизайн |
58 |
23 |
5B071300 Транспорт, транспортная техника и технологии |
55 |
4 |
5B072700 Технология продовольственных продуктов |
48 |
35 |
5B060900 География |
40 |
28 |
5B090200 Туризм |
33 |
Комментарии
Нет комментариев